Обрести моральные ориентиры

Обрести моральные ориентирыСовременное время летит все более стремительно. Почему спросите Вы? Потому, что наш мир перенасыщен информацией, которая беспрепятственно проникает в нас и завладевает нашим мозгом. Это погружает нас в причудливый информационный калейдоскоп, который неимоверно осложняет глубокое понимание происходящего. Мы просто уже не в состоянии осознать, что происходит. По этой причине восприятие в нашу эпоху стало крайне поверхностным. В современном общественном котле история варится со скоростью, к которой люди уже не успевают адаптироваться, а развитие общества теряет даже видимость гармонии и равновесия. Причем особенно сильно страдают мораль и нравственные устои…

Дело разумного человека — в том, чтобы приложить свои мысли
к делу сообразно с законами природы.

Эпиктет

Обрести моральные ориентирыСовременное время летит все более стремительно. Почему спросите Вы? Потому, что наш мир перенасыщен информацией, которая беспрепятственно проникает в нас и завладевает нашим мозгом. Это погружает нас в причудливый информационный калейдоскоп, который неимоверно осложняет глубокое понимание происходящего. Мы просто уже не в состоянии осознать, что происходит. По этой причине восприятие в нашу эпоху стало крайне поверхностным. В современном общественном котле история варится со скоростью, к которой люди уже не успевают адаптироваться, а развитие общества теряет даже видимость гармонии и равновесия. Причем особенно сильно страдают мораль и нравственные устои.

Нам не просто остановиться, побыть в тишине и задуматься о действительно важных вопросах – о критериях добра и зла, о любви и смысле своей жизни. Нас убеждают, что современный ритм жизни нормален, но умалчивают, что при этом нам надо бежать как белка в чертовом колесе, которая не в силах остановиться, а при таком темпе уже явно не до высоких материй.

Похоже, мы живем и жаримся в самом пекле истории, в котором все смешалось, и духовность оказалась главной жертвой сточных информационных потоков и научно-технического прогресса. В этом мире уже сложно разобраться в том, что происходит вокруг. Но чтобы это никого не беспокоило нам в качестве “сладкой пилюли” предлагается наркотик “безудержного потребления”. В итоге в нашем обществе стало уже привычным удовлетворять свое тщеславие посредством модных гаджетов и вещей. Люди покупают очередной телевизор, подключают ещё более скоростной Интернет и потребляют, потребляют с каждым днем всё больше информации НЕ “переваривая” ее, возможно полагая, что это путь к мудрости и счастью. И в итоге, в современном мире, где МЫСЛЬ заменяется цифровым контентом, человек из Человека разумного превращается в обыкновенный Носитель информации – человека-флэшку.

У многих людей уже нет понимания ради чего стоит тратить время и силы на соблюдение законов морали, но почему-то есть мнение, что мы живём именно так, как и должны жить. Откуда это ложное представление? Конечно же, из общества! Многие из нас действуют по принципу: «я как все». Будто и нет ничего в этом страшного. Но так ли это?

Обрести моральные ориентирыДожив до XXI века, мы стали свидетелями масштабной человеческой деградации, при которой развращенность, малодушие и бесчестие являются уже привычной нормой, а легкомысленные и поверхностные люди становятся популярными. Под лозунгом защиты «свободы личности» культивируется равнодушие и эгоизм. Романтизируются жестокость и убийства, превозносится культ денег и вещей.

Для того, чтобы погрузить человека в болото иллюзорных представлений о жизни, вокруг делается так много, что невольно начинаешь задумываться о том, что кто-то намеренно поставил задачу вызывать у людей чувства бессмысленности и безысходности жизни, чтобы «освободить» человека от ответственности за свое настоящее и будущее. Похоже, именно для этого людей буквально бомбардируют пропагандой, которая плотным информационным туманом мешает им разглядеть происходящее и прийти к собственным выводам.

Самое модное слово современности, — это «толерантность». «Надо быть терпимее друг к другу», — говорят интеллектуалы и либералы. «Надо уважать друг друга», — пестрят заголовки газет. «Мы все люди», — слышится с экранов телевизора. И на первый взгляд вроде бы так и есть. Но давайте разберёмся в том, что же такое толерантность. Если заглянуть в любой словарь или просто набрать это слово в поисковой системе, то одно из значений будет следующее: «Толерантность – это неспособность организма отличать чужеродные органы. Достигается такое состояние постепенным угнетением ядовитыми веществами иммунной системы организма, приводя ее к апатии и безразличию. Полная толерантность — это смерть».

Пожалуй, тут действительно есть, над чем задуматься. Одно дело уважать мировоззрение друг друга, а другое – искоренять в себе зачатки доброго и светлого в угоду больному обществу, иконы которого надевают на себя куски мяса вместо одежды, подвергая сомнению само определение “Человек разумный”.

Оглядываясь вокруг, можно видеть, как людей намеренно заражают жуткими информационными язвами, и основными инструментами этого являются ложь, безнравственность и подмена понятий, пропитавшие многие средства массовой информации. Эти пороки возводятся в современном обществе в принцип нормы, а когда гниль оказывается слишком очевидна, то это, к сожалению, уже не вызывает былого возмущения.

Обрести моральные ориентирыПредставьте, что вы на своей светлой одежде увидели чернильное пятно. Вы понимаете, что это пятно портит вашу вещь, и, конечно же, хотите это исправить и предпринимаете какие-то действия. Но, чтобы не тратить усилия на выведение пятна, вы решаете просто испачкать и испортить всю одежду, сделав ее цветом того грязного пятна. То же самое происходит и с обществом. Вместо того, чтобы удалить очаг загрязнения, мы видим как пачкают и всё остальное и слышим призывы относиться к этому уважительно и терпимо, что в итоге ведет нас к полной социальной апатии и безразличию.

Похоже, что под лозунгом толерантности и с применением широкого спектра инструментов пропаганды, скоординированные усилия некоторых групп власть имущих из ряда западных стран нацелены на воспитание у нас одинакового равнодушия к самым важным духовным понятиям: к добру и злу, морали и аморальности. Из-за этого все определения истинных ценностей постепенно теряют свой священный смысл и становятся лишь набором распространенных слов. В результате чего, многие начинают впитывать безнравственность, как губка, даже не пытаясь разобраться в истинной природе вещей.

Нас постепенно приучают к новому безнравственному мировому порядку, а точнее беспорядку (беспорядок – порядок беса?). И поскольку яд глупости и аморальности нам вводят понемногу и на протяжении долгого времени, то мы уже почти этого не замечаем. Очевидно, что все это ведет человечество к судьбе Помпеи, о чем уже давно говорят некоторые современные публицисты и философы, которые, обращая внимание на порочность сложившейся системы, предлагают следовать пути морали и этики.

Так, например, российский макроэкономист Михаил Хазин на форуме «Диалог цивилизаций», говорил о том, что евразийское пространство — это территория, на которой мораль должна играть главенствующую роль. Интересно, что он обращал внимание на пропаганду, как на основной метод в современном мире, который намеренно используется для «размывания» истинных ценностей. При этом в качестве основных инструментов «размывания», по его словам, используются, прежде всего «свобода», понимаемая, как право любого индивида выбирать самому себе ценностную базу, и «политкорректность» — как запрет обществу анализировать ценностную базу своих членов. Как следствие, все это ведет к тому, что в нашей стране целенаправленно формируется общество, в котором нет места четким принципам морали. А откуда им взяться, если у нас вымывают понимание моральных ценностей и у каждого свои понятия и свои убеждения о том, что такое хорошо, а что такое плохо?

В этой связи привлекает к себе еще внимание книга «Мораль XXI века», в которой ее автор, выдающийся философ нашего времени, Дарио Салас Соммэр, формулирует конкретные моральные критерии, основанные на неизменных законах Природы. В этой книге он досконально и понятно разъясняет основополагающую роль морали и то, что моральные качества человека, определяющие его мысли и поступки, напрямую влияют на качество всей его жизни.

Размышляя на тему размытости распространенных в современном обществе моральных критериев, этот мыслитель пишет: “Необходимо признать, что большинству людей присущ моральный субъективизм, в соответствии с которым целью моральных поступков считается достижение субъективного состояния удовольствия или счастья, когда человек оценивает как «хорошее» все то, что доставляет ему удовольствие, и как «плохое» — все то, что вызывает у него боль и страдание. При таком подходе понятие морали не связывается с этичным и разумным поведением»… Субъективизм оправдывает все самые примитивные, животные импульсы и желания, полностью освобождая человека от беспокойства, стыда или вины, если реализация данных желаний и импульсов приносит ему удовольствие… Из этих ложных представлений следует, что можно безнаказанно убивать, если тебе кто-то не нравится. Насиловать. Грабить, если тебе хочется иметь то, что есть у другого. Наоборот, все добрые и правильные поступки, которые требуют моральных усилий, уже расцениваются, как ненужные и неугодные.

Однако потребность добра, потребность света и следования морали заложена в нас изначально. Что же мешает нам разобраться в истинности нравственных категорий, найти верные критерии и изменить свою жизнь? В первую очередь, конечно, — стремление к комфорту и ментальная лень, ограничивающие наши собственные возможности. Тот же Дарио Салас Соммэр говорит по этому вопросу о том, что “наш инструмент познания ограничен и неправильно функционирует, но никто не заинтересован в его развитии, поскольку кому-то выгодно, чтобы человек оставался послушным потребителем.”

Скрыть истину на самом деле очень просто, надо только везде и всюду сеять ложь, и в конечном итоге она будет пассивно принята без всяких сомнений. Обращая на это внимание, Дарио Салас Соммэр указывает, что “в языке утеряна истинная семантика слов, значение которых каждый трактует, как хочет. Понятие чести стало антиквариатом, а бесстыдство — примером для подражания, сексуальные извращения превратились в «альтернативное поведение», общение людей — в иллюзорный контакт между имиджами. Людей оценивают, как полезные или бесполезные вещи, преступников считают жертвами, и так до бесконечности».

Классический пример нравственного обнищания общества, — это отмена понятий «мама» и «папа» уже в нескольких европейских странах. Понятий, которые испокон веков считались самыми важными и главными на свете. Когда ребёнок произносит первым словом «мама» или «папа», он осознаёт, что в его жизни есть родные люди, что он живёт в семье со своими традициями и обычаями. Произнося эти слова, ребёнок перенимает у своих родителей накопленный за многие годы опыт предыдущих поколений и готовится следовать нравственному пути, сохраняя в своём сердце главный стержень жизни – любовь. Подумайте, что может перенять от родителей человек, который с детства живет в мире понятий «родитель 1» и «родитель 2». Потом у него и будет: «правда 1» — «правда 2», «истина 1» — «истина 2».

Чтобы выбраться из этого причудливого калейдоскопа кривых зеркал необходим, внутренний компас, взаимодействующий с полем четких и незыблемых критериев морали, и общая карта мироздания, позволяющая найти правильный путь. Все это можно найти, например, в работах таких серьезных философов-моралистов, как Конфуций, Дарио Салас Соммэр и Эпиктет.

Эпиктет говорил: “То, что случится, — не в твоей воле, а жить по добру или по злу — в твоей воле. Никто не мешает тебе, что бы ни случилось с тобою, поступать всегда и во всем сообразно с правдой и добром. Все, что ни случится, ты обратишь себе в поучение и в пользу.” Он говорил, что сердце, следующее законам нравственности, — неиссякаемый родник с чистою водою, и считал, что дух человека по природе нуждается в совершенствовании и развитии, которые достигаются упорной работой над самим собой.

В точно таком же ключе рассуждает и философ наших дней Дарио Салас Соммэр, предлагая строить свою жизнь на основе нравственной чистоты и совершенствования сознания. На мой взгляд из его книги «Мораль XXI века» можно почерпнуть многие глубокие мысли и четкие определения, позволяющие каждому улучшить жизнь. Соблюдать законы высшей морали нужно учиться, но оно того действительно стоит!

Давайте вспомним, что раньше обучение обязательно включало в себя этическое воспитание человека, учитель помогал ученикам развивать способность сознательно размышлять, а не только поглощать информацию. Для чего ученикам давали необходимые моральные ориентиры для направления мысли.

Как древние философы воспитывали своих учеников? Никто не зубрил огромное количество книг, ничья свобода не ущемлялась. Учителя и ученики часами могли ходить по саду и вести неспешные диалоги, способствующие размышлениям и познанию истины. В историю философии даже вошёл такой термин, как «майевтика», который подразумевал вечный духовный поиск человека посредством постоянных размышлений. «Познай самого себя», — это высказывание Хилона можно было прочитать на стене одного древнего дельфийского храма. И у каждого была возможность остановиться и задуматься.

Так давайте же и мы остановимся и вспомним в XXI веке о морали!

Вячеслав Азаров