У дерева гордыни два ствола

У дерева гордыни два стволаВ сердце нет гордыни. Она лишь в уме. От гордыни сердце умирает, а миражи ума расцветают. Существует две ветви, два ствола гордыни – это самоуничижительная гордыня и превозносящая гордыня. Они закладывают разные модели поведения в общении с окружающими людьми. Обладателю первой гордыни кажется, что он хуже других. Обладателю другой гордыни кажется, что он лучше других. И первый, и второй тип полны суждений. Один осуждает себя, другой осуждает других. Так, оба далеки от простой формулы – возлюби ближнего, как самого себя. Первый – не любит себя, второй – не любит других. Однако невозможно любить других, если не любишь себя. Как и невозможно любить себя, если не любишь других…Фрагмент гравюры Питера Брейгеля «Гордыня»В сердце нет гордыни. Она лишь в уме. От гордыни сердце умирает, а миражи ума расцветают.

Существует две ветви, два ствола гордыни – это самоуничижительная гордыня и превозносящая гордыня. Они закладывают разные модели поведения в общении с окружающими людьми.

Обладателю первой гордыни кажется, что он хуже других. Обладателю другой гордыни кажется, что он лучше других. И первый, и второй тип полны суждений. Один осуждает себя, другой осуждает других. Так, оба далеки от простой формулы – возлюби ближнего, как самого себя. Первый – не любит себя, второй – не любит других.

Однако невозможно любить других, если не любишь себя. Как и невозможно любить себя, если не любишь других. Все потому, что нет разницы между собой и другими. И если нам кажется, что эта разница есть, то только потому, что мы поддаемся промыслу гордыни. А подлинная любовь (о которой мы и говорим) выше этого разделения людей на «себя» и «остальных».

Если человек любит себя, но не других, то ему лишь кажется, что он любит себя. На самом деле, он любит свою гордыню, то есть самость. А гордыня – не есть человек. Что же есть человек?

Лишенный всего ложного и наносного, человек – это осознанная душа (остановимся на этом определении в рамках этой заметки, хотя можно определять и по-другому).

Если же человек отрицает себя, но любит других, то ему лишь кажется, что он любит. Ведь невозможно, отрицая себя, то есть свою душу, полюбить кого-либо – не гордыня и не самость источники любви. Душа человека – вот источник любви.

А откуда любовь в Душе? – От Бога. Стало быть, душа в состоянии богоприятия или богонаполненности является источником любви.

Если же человек отрицает себя потому, что у него самая отвратительная самость, то он также еще далек от любви, поскольку самость не следует отрицать. Над ней надо работать и трудиться. Тут нет места самоуничижениям. Самоуничижения – это роскошь, которую практикующий человек не может себе позволить.

Лишь когда самость капитулирует, человек начинает обретать любовь. Однако прежде всего он находит любовь в себе (при путешествии сознания из Ума к Сердцу), а уж потом направляет ее к другим. А как иначе?

Есть еще два варианта человеческих увечий – одни не любят ни себя, ни других; другие любят и себя, и других. Первые носят черные очки, вторые – розовые. В общем, ничего особенного в этих случаях нет – это тоже проявления гордыни.

Чтобы видеть в себе гордыню, нужен интеллект и анализ. В других разглядеть гордыню нам гораздо проще, но это не имеет никакой ценности. Это не заслуга, скорее наоборот, наше проклятье. От этого мы лишь превозносимся в нашем самолюбовании либо в нашем самоуничижении. А кто превозносится – тот превозносится не к Богу, а к Сатане.

Бог сам превознесет кого надо, если на то будет у него план. Поэтому не стоит беспокоиться о своем превознесении, если вы анонсируете преданность практике. Лучше честно сказать себе, что на 80% я предан Сатане – поэтому я осуждаю себя и других, поэтому моя жизнь полна неправильных поступков, эмоций, мыслей, желаний, пустых слов. Это будет более правильно и честно, нежели чем анонсировать преданность практике или Богу, а самому действовать, потакая самости, то есть в угоду Сатане.

Возможно, кто-то скажет, что Сатаны не существует, а есть лишь Бог один. В этой заметке вы можете заменить слово «Сатана» на слово «Заблуждения» — смысл не изменится. Как это явление не назови, оно от этого не изменит своей сути – прельщать, заманивать и делать из человека слабоосознанное существо.

Трезвая оценка преданности практике позволит не питать ложных иллюзий относительно собственной лучезарности или собственной ничтожности.

Возможно, такая аналитическая оценка позволит некоторым практикующим начать наконец-то работать над собой. Именно над собой, а не над другими. Работу над другими оставим Богу, а то нашими усердными стараниями ему станет совсем нечего делать.

Еще гордыня собственной ничтожности коварна тем, что человеку начинает казаться, будто он находится в состоянии раскаяния – то есть в состоянии полного признания своей греховности и одновременно личной беспомощности перед Взором Божьим.

Однако состояние раскаяния не имеет ничего общего с состоянием самоуничижения или сожаления.

Самоуничижение происходит в состоянии отдаленности и отдельности от Бога. Это промысел самости, а поэтому истоки такого поведения надо искать внутри человека – в его прошлых травмах. Это сродни комплексу вины, обильно описанному в психологии самых разных направлений.

Раскаяние же всегда сопутствует процессу богоприятия. Именно в единении с богом, в свете божьем, человек глубоко начинает осознавать не только природу и смысл своих грехов, но и невозможность искоренения зерна гордыни внутри себя без принятия внешней помощи Создателя. В голову приходит образ барона Мюнхаузена, который вытащил себя из болота за волосы – однако это был исключительный случай. Поэтому для нас, простых смертных, не должно быть зазорным осознанно принимать помощь или даже просить о ней в делах нашего возвращения Домой. Эта помощь все равно присутствует, и только глупость нашего ума не позволяет ее воспринимать как есть. Если же эта помощь будет нами осознанна и воспринята с великой благодарностью, она будет в сто крат эффективнее и тверже.

Человек может достигнуть высокой степени чистоты и своими усилиями, однако эта чистота все равно не будет равна чистоте Бога. И только Бог может доделать эту работу до конца в случае, если человек повернется к Нему лицом, то есть доверится Ему и примет Его научение. Сделать это можно лишь в состоянии Смирения – в признании своей беспомощности и скудности сознания.

* * *

Гордыня может менять свои игры – делать нас то ничтожными, то важными. То одновременно и такими, и такими по отношению к разным внешним явлениям. В конечном итоге, гордыня одна. Она дает два ствола и еще много ветвей – жадность, трусость, похоть, властность, важность, праведность, жалость, жестокость, виновность, невиновность, творчество, словолюбие, прозорливость, проницательность, поклонение, возвеличивание, боголюбие, богострастие, фанатизм (идеологический, религиозный и пр.).

Вы скажете, что я тут случайно перечислил заведомо «хорошие» качества? Например, боголюбие? Хорошие они или плохие, зависит от источника, который порождает эти качества (самоощущения, действия, эмоции). Если этот источник – гордыня, то и боголюбие будет не от Бога, а от Сатаны. Однако внутри себя вы будете определять это именно как боголюбие. Как же отличить подлинное от ложного?

Выслеживайте самость, очищайте ваше прошлое от Кармы (греха), останавливайте механическую работу ума, открывайте сердечные врата – это и есть практика. С годами практики приходит сердечное и интеллектуальное различение «добра» и «зла». Потом приходит понимание, что Живое Сердце неподвластно Сатане. Потом еще несколько этапов роста духа, этапов принятия духа, в которых способность различения добра и зла будет претерпевать драматические изменения – от все более рельефного различения обратно, к неразличению. Однако это уже будет не личностное, а безличное неразличение, которое не имеет отношения к заблуждению.

Маленькое отступление о здравомыслии и путанице в понятиях

Под словом «личность» в этом тексте подразумевается самость, а не самосознание человека. В христианской литературе «личность» имеет иное определение – это самосознание. Поэтому когда одни призывают изживать личность, другие обвиняют их в оккультизме и говорят, что надо изживать самость, а изживание личности – страшный грех, личность надо укреплять, поскольку даже Бог – это личность, как сказано в Писании.

А как же Сталин? Гитлер? Наполеон? Кутузов? В современной культуре каждый знает – это были не просто личности, а сильные личности! Тогда, если нам надо равняться на усиление личности, то можно равняться и на Гитлера? В то же время в восточной переводной литературе слово «самость» порой употребляется в значении «сущность», «суть» или «душа». Так получается, что те, кто стоят на защите личности, призывают к тому же изживать из человека душу? Конечно нет, они не могут к этому призывать. Но очень печально, что порой различия в толкованиях слов используются для агитации, запутывания и запугивания «мирного населения».

Поэтому ищущему человеку важно уметь думать своей головой, самому пытаться ориентироваться в этом море духовных услуг. Не стоит слепо доверять всему тому, что рассказывают одни агитбригады про другие агитбригады. Если агитбригада какой-то конфессии рассказывает о преимуществах своего подхода к практике – это на наш взгляд честно. Но вот когда начинается огульное осуждение других агитбригад в отсутствие оппонентов, при этом нарочно неверно трактуются цитаты и цели – такое поведение должно смущать ищущего человека. Разве Бог (в любой из религий) так поступал? Он использовал ложь для агитации за Бога? Вряд ли. Тогда на кого «работают» подобные агитаторы?

Вы видите, какая путаница из-за толкований? Подобное происходит со многими словами, вырванными из контекста, традиции или из исторической эпохи. Например, это такие слова как: сущность, дух, растворение в нирване, прелестный, неистовый, кощунственный и т.д. Ищущим практикам важно понимать, что слова имеют изъян различного их толкования. И если читать тексты с целью поиска изъянов – то это будет самое легкое занятие. Там, где есть слова, всегда можно найти много изъянов. Однако, в этом случае источник изъянов не текст, а ум читающего – изъян в причинах, по которым человек ищет изъяны. Какие это могут быть причины? Что внутри такого читателя толкает его на подобные «духовные» поиски? Разве это практика? Насколько могут быть чисты намерения «развенчивать» чьи-то высказывания при помощи тонкой лжи различного толкования слов?

Безусловно, любые тексты действительно ищущий человек читает с целью поиска выхода для своей практики, то есть поиска Пути. Он по крупицам собирает то, что ему нужно на данном уровне понимания и духовных поисков.

Мы пишем заметки именно для такой аудитории. Не все, что написано нами, может применить каждый. Порой смысл кажется размытым или может не соответствовать текущему осмыслению мира. Однако все, что написано, основано не на пустых юношеских фантазиях о том, что мир един, а в каждом мгновении – вечность. Возможно, это и так, но чаще всего произносящие это не переживали этот опыт – фантазии владеют их умом, а поведение зачастую продиктовано желанием самоутвердиться, доказать свою значимость, показать всем (и себе) свою просветленность и т.д. Демонстрация подобных поведенческих индикаторов есть норма для молодых людей. Но если вам уже за 40 лет, а вы все еще в пылу страстей ищете поводы для самоутверждения – это уже свидетельствует о слабом самоанализе в погоне за удовлетворением потребностей гордыни. Это не практика.

Наши заметки основаны пусть на сравнительно скромном, но на пережитом и осмысленном жизненном опыте. Они преследуют цель помогать ищущим ориентироваться в практике, возможно, кому-то они помогут структурировать собственный опыт. Зачем структурировать? Таков наш подход к практике – мы используем трезвый рассудок и самоанализ, чтобы не перепутать иллюзии с Богом. Для кого-то этот подход будет близок по духу, для кого-то нет.

Заметки мы пишем именно потому, что не всех устраивает строить жизнь на эмоциональных воображаемых фантазиях или идеологических миражах, а также потому, что мы – носители современного русского языка, и наш понятийный аппарат соответствует современной культуре.

Вот «вкратце» о том, почему в нашем случае «безличное» – это не «безбожное», а синоним бесстрастному, отрешенному, не окрашенному личными предпочтениями и частными заблуждениями.

Итак, какую бы форму гордыня ни принимала в вашем сосуде, не теряйте из вида ее коварство. Она может превозносить вас до бога, она может уничижать вас до раскаяния. Но это все будет лишь ее игрой с вашим сознанием на поле вашего ума.

Остановить Ум (его самоописание) и оживить дыхание Сердца – важнейшие задачи практики. Их не решить без очищения от всего того, чем мы загрязнены и переполнены.

Пустым стать – в уме и в сердце. То, что пустое в грубом пространстве, обретает полноту в ином пространстве – пространстве Духа.

А чей сосуд переполнен в пространстве доступном, тот не воспримет в более высоком.