Духовность и развитие человечестваДуховность типичный ВЧУ-термин (Все Что Угодно), т.е. все о нем говорят, никто толком сказать, что это не может, каждый подразумевает, что-то свое и получается, что по факту это все что угодно. Я попробую внести некоторую ясность в это вопрос. Для этого расскажу, что такое духовность по существу и в разных контекстах. Сводить все в одну систему наверное смысла нет — надеюсь, что этого будет достаточно, чтоб каждый смог сам понять и разобраться что к чему. Наверняка некоторые контексты кому-то покажутся банальными, но важно просто понимать их и знать, что уже самостоятельно в своей жизни в каждой конкретной ситуации понимать с каким аспектом «духовности» или их комбинацией он столкнулся и что с этим делать в зависимости от своих целей и задач.Духовность и развитие человечестваДуховность типичный ВЧУ-термин (Все Что Угодно), т.е. все о нем говорят, никто толком сказать, что это не может, каждый подразумевает, что-то свое и получается, что по факту это все что угодно.

Я попробую внести некоторую ясность в это вопрос. Для этого расскажу, что такое духовность по существу и в разных контекстах. Сводить все в одну систему наверное смысла нет — надеюсь, что этого будет достаточно, чтоб каждый смог сам понять и разобраться что к чему.

Наверняка некоторые контексты кому-то покажутся банальными, но важно просто понимать их и знать, что уже самостоятельно в своей жизни в каждой конкретной ситуации понимать с каким аспектом «духовности» или их комбинацией он столкнулся и что с этим делать в зависимости от своих целей и задач.

Естественно, что по мере развития человечества духовность развивалась вместе с ним так или иначе отражая в своих формах его развитие.

Какие основные тенденции в развитии человечества можно выделить?

— переход от менее дифференцированных форм к более, во всех областях и аспектах в т.ч. появление все боле сложной социальной структуры, ее объектов и их взаимодействия

— в индивидуальном плане переходит о невежественности к образованности, от села к городу, от свитка к библиотеке от школы к университету и т.п.

— от маленьких государств к все большим от маленьких народов к гражданам империй

— смена мировосприятия человека от восприятия «маленького» человека в большом таинственном и агрессивном мире к уверенному, познающему и созидающему свою жизнь творцу

Объекты, цели, формы и методы духовности

На каждом из таких этапов или их комбинации возникали разные формы «духовности» как консолидированного ответа на потребности людей. Причем формы эти могли персекаться, смешиваться и комбинироваться.

Здесь легко найти и культы для больших и необразованных масс людей и тайные учения для групп людей (орденов, сект и т.п.), учения планетарного масштаба распространяющиеся на многие народы (буддизм, мусульманство и т.п.), более узкие учения в конкретной области знаний (тантра, йога) и т.п. и т.д

По направленности на объект воздействия можно разделить таким образом – для индивидуального использования, для пары, группы, народа или многих народов.

По форму – культ, вера, религия, учение, тайное знание, методика, техника и т.п.

Естественно, что переход от культов к методикам происходил по мере роста образованности людей и смены их мировосприятия о поклонения слепого богу (богам) к познанию себя и реальности.

В первом случае человек ждал от учения или верования уверенности по отношению к агрессивному и загадочному миру и утешеня в своих страданиях, страхах тревогах, во втором – конкретных знаний как жить, менять себя и свою жизнь.

Духовность и история

Одним из основных контекстов духовности в развитии человечества является исторический контекст. Здесь важно понимать. что каждая форма духовности так или иначе есть продукт своего времени, который точно соответствует тому уровню развития человека и социума когда она возникла.

Каждое учение так или иначе отражает все аспекты жизни человека поскольку человек по сути есть набор процессов в которые он включен, а эти процессы связываю его с объектами с которыми он взаимодействует.

Если раньше достаточно было инструкции – «для мужчины главное есть мясо, ездить на мясе и засовывать мясо в мясо» то сейчас целые полки в книжных магазинах забиты литературой каким должен быть «настоящий» мужчина.

Не может учение которое возникает в тот момент когда науки как таковой нет, а научный метод познания совсем не разработан, отражать научные аспекты в себе. Так же оно не может отражать моменты касающиеся государства и социальной жизни если и то и другое находится в зачаточном состоянии.

Если раньше три поколения людей могли пахать поле и сеять рожь, то сейчас даже за одну человеческую жизнь формы это жизни так меняются, что применять к ним старые методы совершенно неадекватно.

Духовность и культура

Естественно, что в разных культурных средах формы и содержана духовности отличались. Кто-то рассматривал мир как кукурудзу, потом, что это был основной злак той местности, кто-то говорил, что мир растет как дерево, а у кого-то мы все как рыбы в море и т.п.

Духовность так или иначе в большинстве своих форм всегда опирается на культурно-национальный контекст. И хотя естественно, что планетарные учения распространяются на множество народов, таким образом создавая общий культурный пласт, но не учитывать национальную специфику нельзя.

Естественно важно то, что учения которые «родные» боле понятны и адекватны людям которые живут на этой территории, а те которые замещают их так или иначе нарушают их идентичность и могут быть «неадекватными» местным особенностям.

Духовность как знание и прогресс

Многие учения которые акцентированы на реальных знания на ранних этапах развития человечества выступали в роли прогрессивных элементов развития социума т.к. выполняли роль образования и науки. Во многих из них есть целые области которые предназначены для соответствующих аспектов социальной и внутренней жизни человека.

Естественно, что простой человек работник или крестьянин попадая в монастырь или общину и получая эти знания становился во всех отношениях эффективней и образованней по отношению к жизни.

Духовность как форма управление и власть

Естественно, что очень рано стало ясно, что некоторые формы духовности можно использовать для манипуляции и управления людьми. То ли вовлекая их в культы, прививая разные мировоззрения со своими наборами ценностей, то ли выторговывая у людей доверие, службу и подчинение за «тайные» знания или заставляя их следовать за лидеров в обмен на общение простить все грехи и избавить от всех страданий.

Таким образом духовность становилась формой власти на людьми — иногда очень могущественной. Естественно когда стали формироваться государства или другие формы социальной организации этот момент не остался не замеченным для их представителей.

Духовность и государство

Другими словами цари, государи и повелители которые хотели управлять народами и подчинять их своей воле всегда искали ключи для разного рода союзов по включению духовных учений в способы своего управления.

Это могли быть официальные союзы с церквями или лидерами духовных течений или специальные заказы учений для включения их в культуру территории правителя.

Естественно, что результатом таких союзов стало, то, что во многих учениях, культах и т.п. есть аспекты которые служат целям и интересам государств и правителей того времени и места где эти союзы возникали. И конечно многие религии или учения обслуживали интересы правителей или правящих классов в обмен на лояльность к их лидерам и последователям.

Духовность как опиум

Конечно каждое духовное учение или другие формы духовности которые заинтересованы в привлечении новых адептов, последователей и т.п. воздействует с этой целью на различные области человека как целого.

Таких аспектов конечно много, но вот примеры нескольких:

– наивная вера (по сути отсутствие критического мышления)
— инфантильный т.е. детский подход к жизни с верой в чудеса, желанием кого-то кто все знает, все решит и все сделает и т.п.
— различные психические отклонения типа неврозов, другие нерешенные психологические проблемы и т.п.
— социальная неустроенность

Естественно, что когда такому человеку говорят, что все его проблемы будут решены, а ему всего лишь надо верить и следовать воле пастыря (лидера) и если их еще привести в группу («церковь») где все будут думать так же как и он, то многим это придется по душе. Но при этом хотя это возможно как временное решение, что помочь людям справиться с той ситуацией в которой они находятся, но все же по факту это будет очевидный обман.

Этим обманом фактически людям не давали возможности осознать свои недостатки и проблемы и начать их исправлять и решать. Вместо того, чтоб дать им такой шанс к развитию их убеждают, что они уже и так хорошо да еще и богом избраны.

Ведь реально в такой ситуации им нужна психотерапия, чтоб решить свои психологические проблемы и гармонизировать внутренне состояние, знание – чтоб научиться тому, что они не умеют и поддержка, чтоб придать им уверенности которая позволит им успешно адаптироваться в социум и т.п.

Духовность как тормоз прогресса

В тех моментах в которых духовность помогает людям сбежать от проблем пообещав им «избавление» в разных формах она является «опиумом для народа» и «тормозом прогресса».

Очень часто в разных культах и религиях в разные периоды времени когда социальные условия жизни людей были тяжелыми им обещали «спасти» и «избавить», но в результате не спасся никто. Обещания «жизни вечной на небесах», «счастья с девами златокудрыми после жизни» и еще много чего нужны лишь для того, что они продолжали трудится на благо церкви, отдавать цезарю цезарево и все потому, что «любая власть от бога».

Таким образом целые народы держали в невежестве, заставляли терпеть тяжелые условия жизни отвлекая умы и сердца людей от того, чтоб уже сейчас они могли начать организовываться и менять свою жизнь своими руками.

Источник:
y17c19.livejournal.com

Explore More

кофе в зернах купить

Зеленоватым именуют кофе, который делается из необработанных зернышек. Недоступность наружного влияния разрешает сохранить в нем все нужные препараты, которые в простом случае уничтожаются при жарке. Впрочем почти все наши покупатели

Как «поиски себя

Психологи, изучающие личность, скажут вам, что никакой личности нет. Мы состоим из множества личностей, основанных на тех ролях, что мы играем — вы учитель, вы мать, вы коллега. Для многих

Возможно ли лечение от алкозависимости в домашних условиях?

Классическое лечение алкогольной зависимости на дому заключается в ликвидации симптомов, сигнализирующих об отравлении: головной боли, сильной жажды, головокружения, тошноты, слабости. Для более быстрого выведения токсинов из органов и тканей применяются